Как я обещала ниже, рассказ о собаках, Карелии и моем первом опыте одиночного каюрства.
В позапрошлом и прошлом году я уже ездила в учебный «собачий поход» целых два раза, где мы передвигались по зимней Карелии на собачьих упряжках.
Весной этого года я пару дней каюрила уже в качестве инструктора. Однако в этих походах на нартах было всегда по 2 каюра, да и рядом всегда была другая упряжка. Одна я еще ни разу не каюрила…
Сейчас же так сложились обстоятельства программы, что нам всем, включая меня, нужно было каюрить по одиночке (наличие второго каюра слишком сильно утяжелило бы нарты). Как я потом узнала, это нормальная практика для лагерей “Большого приключения”... Но абсолютно новая для меня. Я была одна на нартах с шестью собаками, второй упряжки рядом не было (она была только в первый день, но потом группа Наташи слилась с маршрута, поэтому я осталась одна со своей упряжкой до конца).
Пока участники шли на лыжах с Серегой, я проезжала тот же маршрут на собаках, перевозя вместе с ними на нартах общественную снарягу, чтобы ребятам облегчить вес рюкзаков.
Каждое утро, уже после того лыжники уходили на маршрут, я оставалась в лесу одна с собаками. Допаковывала нарты, выставляла их в нужную сторону, растягивала упряжь, одевала и запрягала по очереди всех собак, и быстро, пока они все не передрались, находясь в нетерпеливом ожидании, пускалась в путь.
Довольно скоро я догоняла наших лыжников, обгоняла их, и мчалась дальше. По снегоходному следу, среди заснеженной карельской тайги, мимо огромных пушистых елей и болот… Только я, нарты и мои шесть верных псов хаски – Кэрри и Маленький, Сноу и Майя, Олаф и Бьерн. И звенящая тишина вокруг, постоянно нарушаемая моими криками «Хай! Хай!», «Ай, молодцы!», «Красавчики», «Хорошие собаки!», «А ну давайте еще немного!», «В горочку тянем!», и.тд. Я постоянно с разговаривала с собаками и их подбадривала. И всю дорогу чувствовала себя настоящим героем романов Джека Лондона.)))
Спустя несколько часов, приехав на стоянку, я всех собачек распрягала и сажала на стейкауты и еще потом по 2-3 часа ждала свою группу лыжников в лесу, раскапывая от снега костровое место и ища сушины.
Никогда еще со мной не происходило ничего подобного...
Если честно, то вначале мне было очень страшно каюрить одной. Мне казалось, что я не справлюсь с упряжкой. Что делать, если собаки запутаются? Если откажутся бежать? Если, наоборот, вырвутся и убегут? Если тормоз не сработает? Если перегрызут постромки? Если не будут слушаться? Если передерутся между собой? Если свернем не туда и нужно будет разворачиваться? Если нарты сломаются? Если застрянут на ж/д переезде? Если нападет стая волков или медведь? Да мало ли что может случиться вообще в лесу с упряжкой!
При наличии второго каюра все эти проблемы решаемы гораздо проще, но если ты один, то все уже не так легко и очевидно. Особенно, если ты женского пола и опыт каюрства у тебя всего несколько дней в году.
Идти инструктором с группой лыжников как-то проще – с ними хоть поговорить по-человечески можно, помочь друг другу, и темп движения ниже, и с лыжами все ясно. Идешь себе по лыжне и идешь… Ну да, ребята все время падают, устают, растягиваются, но все равно это все привычно.
С собаками все гораздо динамичнее, сложнее и волнительнее. Переживаешь сколько не за себя, конечно, сколько за самих собак, потому что любая ошибка каюра отражается прежде всего на собаках.
Но по итогу все прошло хорошо, считаю, что мне повезло. Моя упряжка – просто огонь! Собаки старались изо всех сил, бежали и тащили нарты. При том, что бежали одни, и впереди не было другой упряжки, которая мотивировала бы их ее догонять. Собаки супер-молодцы! Только на горках я им помогала и толкала нарты вверх (вот тут уже надо было хорошенько попыхтеть!), в остальном неслись очень бодро. Разве что в одном месте свернули не туда, а когда я их пыталась развернуть куда нужно, Олаф с Бьерном, два брата, закопались в сугробе и передрались. Мне стоило немалых нервов и сил их разнять, а потом жестко пресекать их все дальнейшие попытки поцапаться, которые стали случаться, к сожалению, все чаще… Для меня же собачьи драки – это дикий стресс.
Но вообще за эти 4 дня мы с собаками стали одной командой, и они меня в целом неплохо слушались. Да, я все равно всю дорогу переживала и волновалась до самого конца, но несмотря на это я частенько ловила кайф. Это не просто катание на упряжке – это многодневный поход, это полноценный каюринг в одиночку, это, черт возьми, была моя работа!!! Я даже о таком и мечтать раньше не могла!
Я так погружалась в процесс, что даже перешла на двухразовое питание (как и собаки, собственно)) – только завтрак утром, и ужин поздним вечером. Если днем лыжники перекусывали на маршруте, то я обходилось и без перекуса, и без обеда, и даже часто без термоса. Несмотря на холодные зимние условия до -15 градусов днем и физически активную движуху (физически на нартах ехать даже сложнее, чем на лыжах). Интересное свойство организма под влиянием адреналина)
Не обошлось и без приключений.
На третий день мы с Серегой неправильно друг друга поняли насчет места стоянки… Я ждала ребят с собаками на озере Эльмилампи, а он, когда дошел с группой до места развилки в мою сторону, свернул не ко мне, а направо, и ушел по направлению уже к Мергубскому озеру. Я ждала их одна в темном зимнему лесу 5 часов на морозе. 5 часов, Карл!!! Благо, была возможность включить музыку с телефона, чтоб не было так страшно. Да и с собаками было как-то поспокойнее…Разве что бесила Майя, которая не ложилась спать и все время тревожно смотрела куда-то в лес.
Что я уже там только не делала – копала снег, собирала дрова, топтала место для палатки в лыжах и даже устроила дискотеку и снимала видосы, чтобы не замерзнуть и не сойти с ума от скуки))) Поставить палатку «Зиму» и сделать зимой полноценный костер на группу в одиночку, чтоб он за несколько часов не погас, все равно толком не получилось бы.
Потом мы наконец с Сережей поняли, что находимся в разных местах…. Я оказалась одна с шестью распряженными спящими собаками, нартами и всем бивачным барахлом в одном месте, а вся группа в другом, без палатки и канов. Время уже было около 8 вечера. Возвращаться назад им было уже долго и поздно, дети слишком устали, и это было бы нелогично по маршруту. Мне же ехать одной в ночи с собаками, да еще через ж/д переезд тоже было бы небезопасно… В итоге пришлось Сереже одному идти через лес на лыжах ко мне, мы вместе запрягли обратно в нарты собак и около 3 км проехали с ним вдвоем на упряжке по темному лесу с фонарями, пока не воссоединились с группой. Какое же это было счастье встретиться!
В тот день упоролись все – и дети, и мы с Сережей, и собаки. Последние из нас тогда легли спать уже только к 3 ночи, докипятив все каны с чаем…. Но зато какой же поход без приключений!)) Ребята теперь весело вспоминают эту историю, а нам с Сережей это хороший урок на будущее.
Так получилось, что на маршруте мы с Сережей не менялись. Я управляла всю дорогу собачьей упряжкой, а Сережа шел на лыжах с ребятами (так как у него не было достаточного каюрского опыта и собак ему пока не доверили). Это было не очень, хотелось меняться, конечно… Но зато благодаря этому, я получила бесценный опыт каюринга. Правда всю дорогу, я мечтала о том, что поскорее это бы все закончилось, и была уверена, что больше я на такое никогда не подпишусь.
…Но тут, только я вернулась в Москву, как вдруг заскучала… По собакам. По моим верным мохнатым спутникам и товарищам. И вновь вдруг захотелось на нарты. Вновь захотелось нестись на упряжке по зимнему лесу, кричать им со всей дури «Хай!» и видеть их пушистые хвосты, спинки, семенящие лапы и натянутые постромки, заглядывать в их голубые глаза, чесать их мягкие животики, кормить, одевать, запрягать и распрягать. Собаки – это чудо. Мне вновь до боли захотелось завести свою собаку (уже как год с нами нет нашей дорогой любимой Лорки, которой мне жутко не хватает). Мне вдруг захотелось учиться каюрить и дальше, совершенствоваться в этом деле, а затем поехать куда-нибудь в Сибирь, Арктику или на Дальний Восток, и там покорять просторы на собаках… Не представляю пока, как это возможно, пока это лишь мечта. Но…кто знает. )))
P.S Снимала я в походе немного, было как-то не до cъемок, но все же что-то поснимать удалось. И даже сделать из этого видеоклип чисто про собак и про мою упряжку, чтобы воссоздать ту самую атмосферу. Получилось, на мой взгляд, неплохо, даже несмотря на небольшое количество материала!
P.P.S Во время съемок ни одно живое существо не пострадало=)))